VELEZ-MÁLAGA   ВЕЛЕС-МАЛАГА




Занимаемая площадь:
 156 км2


Население:  72,842


Местные жители  
Veleños


Что посмотреть

Монастырь Santiago или San Francisco, дворец Beniel, Casa de Cervantes (дом Сервантеса), храм Nuestra Señora de los Remedios, Cruz del Arrabal (крест El Arrabal), храм San Sebastián, церковь San Juan Bautista, “Pósito” (старый амбар), фонтан Fernando VI, часовня Virgen de la Piedad, монастырь Nuestra Señora de Gracia, монастырь Jesús, María y José, крепостные стены средневекового города, Puerta Real de la Villa (ворота La Villa), церковь Santa María de la Encarnación, Alcazaba (крепость),больница San Juan de Dios или San Marcos, Cruz del Cordero (крест El Cordero).



Где находится:
 В регионе La Axarquía, являясь его столицей, на высоте 60 м над уровнем моря в 28 км от Малаги со среднегодовым уровнем осадков 470 л/м2 и средней темпертурой 18º C.


Для справок:   Tourism Office, Paseo de Larios, s/n. Torre del Mar (29740). Telephone: (+34) 952 54 11 04 Fax: (+34) 952 54 11 04  E-mail: turismo@ayto-velezmalaga.es, www.ayto-velezmalaga.es

 

Муниципальное образование Велес-Малага, самое

большое и густонаселенное в регионе La Axarquía, расположено на территории водосбора реки Vélez, сформированной реками Benamargosa и El Guaro и питающей своими водами широкую и плодородную равнину. По своему характеру территория является типичной для La Axarquía с самой высокой точкой, пиком Veas (703 м).
Занимая одну седьмую часть всего региона и обладая самой плодородной землей, область состоит из семи населенных пунктов:
Torre del Mar, Benajarafe, Triana, Trapiche, Almayate Bajo и Almayata Alto, Cajiz и Chilches. Половина всего населения муниципального образования сконцентрировано в городе Vélez-Málaga. Его название пошло от арабского “as-Sarqiyya” («восток» или «восточная сторона»).

История города начинается с первого финикийского поселения на холме Toscanos на правом берегу реки Vélez примерно в 800 г до н.э.
У подножья холма
Toscanos обнаружили целый склад с финикийской, греческой и этрусской керамикой: факт, подтверждающий торговую активность на этом торговом посту, чье население к тому времени достигло уже 1,500 человек, весьма значительное по тому времени. Некотрые историки утверждают, что это был древний город Mainake, основанный греками.
Печи для плавки руды и металлический шлак, найденные рядом с холмом
El Peñón,  доказывают факт существования тут разработок полезных ископаемых. Немного к северу, около холма Alarcón, обнаружили прамоугольное сооружение, похожее на крепость, а рядом с холмом El Mar – более чем 30 могил 7 в. до н.э. Некрополь  Necrópolis del Jardín к северу от Toscanos насчитывает 100 могил 6-4 в.в. до н.э.
У холма
El Mar, на месте древнего рыбацкого города Maenoba, выявили также существование поста, занимавшегося сушеной рыбой для производства финикийского соуса garum, без которого не мыслили своего существования римляне.
Город
Vélez-Málaga был основан в 10-м веке, в самый рассвет эпохи арабов. Он вырос вокруг крепости и сразу распространился к поселению La Villa, которое стало арабской мединой “medina” или городским цетром. Это была одна из самых значимых медин в королевстве Назаритов между 13-15 веками. Не являясь очень большим городом, тем не менее, он был хорошо укреплен и обнесен прочной крепостной стеной. Поскольку крепость больше не могла вместить все увеличивающееся население, вокруг нее возникали  жилые кварталы, сегодня известные как  Arroyo de San Sebastián и площади San Francisco и Constitución.
Есть документальные доказательства существования в 13-м веке нескольких “
alquerías” (деревень), жители которых были заняты исключительно сельхозработами: Almayate, Benamocarra, Benajarafe, Iznate и Cajiz. О той важной роли, которую играл город Велес-Малага в 12-15 в.в., можно судить по рукописям историков и путешественников El Idrisi, Abulfeda, Ibn Batuta и Abd-al-Basit, египетского историка, который в середине 15-го века рассказывал о торговле в порту Mariyya Ballis (Torre del Mar).
Для Велес-Малага все изменилось в апреле 1487 года, когда король
Fernando el Catolico вышел со своим войском из Кордобы (Córdoba) в La Axarquía с намерением отвоевать у арабов ее столицу. По пути к войску присоединялись и дворянская знать и простые жители, и по прибытии к городу Велес-Малага армия насчитывала 50,000 пехотинцев и  12,000 всадников, судя по хроникам Ернандо дель Пульгара (Hernando del Pulgar), летописца Гранадской войны. Последний арабский комендант крепости города, Abul Cacim Venegas, 26 апреля 1487 года, отправил эмиссаров выработать условия сдачи, и на следущий день договор о капитуляции был подписан. Мусульмане должны были также подготовить город к встрече католических монархов, что произошло ровно 3 мая.
Новые политические силы пытались изменить город до неузнаваемости, разработав для этих целей программу его архитектурной перепланировки, включающую в себя передел городского пространства и возведение религиозных и мирских сооружений. Из-за сложного рельефа местности невозможно было провести полную перепланировку: ограничились только работами на площади
Plaza de la Constitución и в San Francisco, построив несколько домов, церквей и монастырей. Таким образом, шестнадцатый век ознаменовался здесь строительством новых религиозных сооружений.
В 17-м веке облик города мало изменился, хотя строительство церквей и монастырей шло ускоренными темпами, приведя к тому, что его стали называть  «городом монастырей».

Порт Torre del Mar развивался такими темпами, что в 18-м веке его реконструировали, чтобы без задержек отправлять урожай винограда и цитрусовых в Северную Европу.
Велес-Малага был на стороне династии Бурбонов в войне за испанское наследование и здесь произошла морская битва, которую одни называют битвой при Малаге, другие – битвой при Велес-Малаге 23 августа 1704 года. В этот день испано-французский флот, встретился с англо-датским. Первый потерял 1500 человек убитыми, второй- 3000. Всего в битве участвовало 146 кораблей с 3,577 пушками и более чем 46,000 матросами. В результате оказалось, что битва была напрасна, ни одной стороне не удалось получить ощутимого перевеса.
18-й век оказался особенно благосклонным к городу: существенный экономический рост во всех отраслях способствовал возведению новых и реставрации старых церквей и прочих зданий, городская инфраструктура развивалась и идеи Просветления (философского течения 18-го века) начали завладевать умами людей благодя созданию Sociedad Económica de Amigos del País (экономическое общество друзей страны.
Эпидемия желтой лихорадки 1804 года наполовину уменьшила население города. Нашествие Наполеона и приход к власти французского марионеточного правительства разделило население на противостоявшие друг другу весь 19-й век фракции. Позднее - эпидемия холеры. Филлоксера уничтожила все виноградники, а землетрясение 1884 года довершило ужасающую картину, единственным светлым тоном в которой было раширение полей сахарного тростника под контролем семьи Лариос.

Как туда добраться:

С Costa del Sol по (A-7; N-340) по направлению к Motril-Almería, или к Малаге (Málaga), если ехать от Нерхи (Nerja) или (Torrox). Трасса N-340 проходит по центру Torre del Mar и оттуда ведет к Vélez-Málaga, находящийся всего в 4-х км

 



Что посмотреть

Отправной точкой для осмотра достопримечательностей города, которому в 1970 году присвоили статус историко-художественного комплекса, можно считать  площадь Plaza de San Francisco Лабиринтообразная планировка этого квартала явно указывает на его арабское прошлое. Именно здесь появились первые мирские сооружения в городе, хотя и выросли они вокруг монастыря Real Convento de Santiago. Монастырь  Real Convento de Santiago o de San Francisco, основанный в 1498 году, образовался из мечети, которую по указанию католических монархов освятили в приходскую церковь. В 16-м и 17-м веке его подвергли таким изменениям, что только потолок из деревянных конструкций над главной капеллой напоминает о бывшей арабской мечети. Настоящий ее вид – результат реконструкции, проведенной в 18-и веке. Изнутри она знаменита капеллой Buen Pastor (доброго пастуха), занимой в настоящее время cofradía (братством)  La Caridad. Эта капелла, на самом деле, является маленькой церковью внутри церкви, т.к. в ней есть хоры, пресбитерия и купол. Пространство внутри пышно украшено такими барочными элементами как гирлянды, фрукты, зеркала, холсты и золоченая лепнина. Остался только один монастырь из двух, в котором было что-то подобное, и он привлекает внимание своими арками и колоннами в стиле мудехар.
Palacio
de Beniel (дворец Beniel) находится недалеко от этого монастыря и является самым интересным мирским зданием. Его начали строить по приказу Alonso de Molina y Medrano в начале 17-го века, но он умер, недождавшись окончания работ. Его племянники унаследовали его; и, побывав в различных ипостасях, даже мэрией, сечас это штаб-квартира фонда Fundación María Zambrano. Его архитектура – смесь маньеристского стиля со стилем мудехар с некоторыми ренессансными вкраплениями. Внутри него - элегантный внутренний дворик с арками, покоящимися на тосканских колоннах, а снаружи он известен мраморным фасадом с гербами семьи Molina Medrano, кованным железным балконом и верхней галереей.

От площади Plaza de San Francisco одноименная улица ведет к Casa de Cervantes (дому Сервантеса), роскошному аристократическому дому с галереей из тройных полукруглых арок, покоящихся на кирпичных колоннах, обрамляющих внутренний дворик. Говорят, что в этом доме в 1591 году останавливался Мигель де Сервантес (Miguel de Cervantes), находившийся в Велес-Малага по делам, связанными с его должностью сборщика налогов. В этом доме родился брат Alonso de Santo Tomás, предположительно внебрачный сын короля Felipe IV, ставший епископом Малаги в 17-м веке.

Plaza de la Gloria примыкает к юго-западной части Palacio de Beniel, и оттуда можно пройти до холма San Cristóbal, где находится храм святой-покровительницы города Virgen de los Remedios и откуда открывается панорамный вид на весь город. Церковь построили в середине 17-го века. Изнутри она состоит из трех нефов, покрытых сводчатыми потолками. В квадратной и с украшениями в стиле Рококко “сamarín” (нише)  на фресках выделяются исторические персонажи: король Felipe IV и María Luisa de Saboya.
Если от
Casa de Cervantes идти по улице Calle Cilla, придем к Cruz del Arrabal (кресту El Arrabal), часовне, построенной в честь входа в город короля Фернандо Католического 3 мая 1487 года. Это маленькая церковь восемь метров высотой, с полукруглой аркой на фасаде, внутри хранящая один простой крест.
Двигаясь по улице
Calle Arroyo San Sebastián от Cruz del Arrabal,  увидим храм  San Sebastián, построенный в 1487 году католическими монархами в честь королевского конюшего Sebastián Sánchez, который, как говорят, спас жизнь короля Фернандо в битве с арабами за город. Герб города Велес-Малага изображает сцену из этой битвы: конюший лежит на земле, а король верхом на коне, защищая его. Почти ничего не осталось от первоначального сооружения, только заостренная арка на массивных колоннах в главной капелле.

На Plaza de la Constitución (площадь конституции), или более известной как Plaza de San Juan (площадь Сан Хуан) расположена церковь San Juan Bautista, построенная католтческими королями и расширенная и реконструированная в 1499 и 1564 годах. Изнунтри она состоит из трех нефов, соединенных поперечным. От оригинальной конструкции в смешанном стиле готик-мудер остались только колокольня и часть внешней стены. Во время очередной реконструкции в 1853 году, ее тончайшей работы потолок из деревянных конструкций закрыли фальшивым сводчатым потолком, а стрельчатые арки превратили в полукруглые. Церковь, огромная по размерам, несмотря на все барочные элементы, украшающие ее капеллы, все равно производит довольно мрачное впечатление.

El Pósito находится рядом с церковью San Juan и представлял собой зерновой амбар, где хранилась пшеница на случай неурожая. Построенный в середине 18-го века, он имеет два этажа. На первом этаже был рынок, на втором – собственно зернохранилище. Какое-то время здание пустовало, потом его превратили в жилой дом, заделав внутренние арки, и сегодня оно опять пустует, ожидая реконструкции.
Идя вдоль улицы
Calle de las Tiendas и любуясь на остатки древней крепостной стены с несколькими башнями, придем к фонтану Fernando VI, некогда расположенного на площади Plaza de San Juan. Он выполнен из мрамора, с четырьмя водоводами в форме морд мифологических животных. На фонтане написано: “Во времена правления его католического величества Фернандо 6-го …1758.” . Однако, если присмотреться,то можно заметить, что один из гербов – короля Фелипа 2-го (Felipe II). Эта деталь вместе с классическим структурным стилем и некоторыми характерными чертами, указывают на то, что фонтан, скорее всего, был сделан в 16-м, а не в 18-м веке.
Двигаясь по улице
Calle de las Tiendas, попадем на маленькую площадь, где расположена часовня 18-го века Virgen de la Piedad. Ее окружает большая полукруглая арка с коринфийскими колоннами по бокам. Весь комплекс накрыт застекленным куполом и хранит в себе образы Nuestro Padre Jesús El Rico и Nuestra Señora de la Piedad.
На
улице  Calle de las Monjas расположился монастырь Nuestra Señora de Gracia (Las Clarisas). Он был основан в 1503 году в здании, абсолютно для этого не подходившем. В 1555 году монастырь переехал в то здание, где он находится сегодня. После лиссабонского (в 1755 году) и андалусийского (в 1884 году) здание было серьезно повреждено и его пришлось реставрировать.

Церковь и жилое здание – самые интересные в художественном плане. Жилое здание - квадратное, построенное в 16-м веке, с двухярусной галереей из полукруглых арок на колоннах. Церковь построили во второй половине 18-го века в стиле барокко, и, хотя, это прхитектурно очень простое сооружение, ее стены пышно украшены всевозможными элементами.

На площади Plaza de las Carmelitas находится монастырь Convento de Jesús, María y José o de las Carmelitas,  принадлежащий Ордену кармелиток. Комплекс состоит из двух частей: церкви и жилого дома. Изнутри жилой дом поделен на 2 внутренних дворика: дворик цветов и главный дворик. Церковь соорудили между 1738 и 1745 годами. Ее каменный фасад выполнен в маньеристском стиле несмотря на то, что этот стиль на момент постройки уже вышел из моды. Она очень простая и строгая, однонефовая;  в “camarín” (нише)  хранится статуя Virgen del Carmen. Ниша пышно декорирована, а фрески мастеров 18-го века школы Гранады просто великолепны. В монастыре хранится очень необычный экспонат: маленький деревянный череп работы San Juan de la Cruz.
От площади
Plaza de la Constitución по Puerta Real de la Villa приходим в одноименный квартал, где можно посмотреть на murallas medievales (крепостные стены средневекового города, некогда опоясывавших всю медину – центр города), от которых остались только несколько секций с башнями и четырьмя воротами. Единственные сохранившиеся ворота - Puerta Real de la Villa (Королевские ворота города), названные так в память о том, что в 1487 году католические монархи вошли в город именно через них, и  представляющие из себя прямоугольную кирпичную башню с полукруглой аркой. Двигаясь к северу по этому кварталу – древнему бывшему центру города, доберемся до церкви Santa María de la Encarnación.
Церковь
Santa María de la Encarnación (известная также как Santa María la Mayor) возвели на месте бывшей мечети в конце 15-го и и начале 16-го века. Изнутри она состоит из трех нефов, разделенных заостренными арками на прямоугольных колоннах , накрытых арабским потолком из деревянных конструкций. Самый интересный элемент в ней – часть главного алтаря в стиле Ренессанс, где хранится  Cristo de los Vigías. Квадратная башня стоит отдельно от церкви на манер минарета. Апостольский неф ведет в галерею из подковообразных арок на колоннах, с которой открывается изумительный панорамный вид на город.
Рядом с этой церковью, в самой высокой точке города (137 м над уровнем моря), находится крепость Fortaleza или Alcazaba, окруженная кварталами La Villa и Arroyo San Sebastián. Археологические находки свидетельствуют о том, что ее возведение началось в 10-м веке, но заметную роль она стала играть только в начале 13-го века с соглашением между властителем города назаритом Альамаром (Alhamar), и королем-католиком Фернандо 3-м (Fernando III). После ее завоевания католическими монархами здесь была королевская резиденция, штаб-квартира армии, казармы, тюрьма и мэрия.
Здание пустовало с начала 18-го века плоть до нашествия французов, которые оставили ее в весьма плачевном состоянии, а в начале 20-го века испльзовали как источник строительного материала для постройки других домов. В конце концов, в 60-х годах прошлого века гродские власти скрепя сердце начали восстанавливать крепость, воссоздав башню
Torre del Homenaje и несколько секций стены. Находясь все еще в состоянии ожидания серьезных реставрационных работ, крепость сейчас – это романтические развалины с памятью о славном историческом прошлом, и, конечно, самая лучшая смотровая площадка.
Спускаясь по улице
Calle Granada, увидим перед собой госпиталь Hospital de San Juan de Dios o de San Marcos, основанный, опять же католическими монархами и отошедший ордену San Juan de Dios в 17-м веке. Его церковь двухнефовая, один из которых – с низким сводчатым потолком и маленькой 18-го века нишей “camarín”. Несмотря на бесчисленное количество попыток реставрации, удалось сохранить оригинальный кирпичный арабский внутренний дворик с низкой галереей из полукруглых арок.

Спускаясь по улице Calle Tenerías и Calle Cruz del Cordero достигнем часовни Capilla de la Cruz del Cordero. Как и часовня El Arrabal – это памятное сооружение, в котором хранится простой деревянный крест.


Праздненства и гастрономия

Real Feria de San Miguel de Vélez-Málaga (королевская ферия San Miguel), проводимая примерно 29 сентября, начала свою историю со скотоводческой ярмарки, проходившей ежегодно с 1842 года. В настоящее время – это самое значимое событие во всем регионе La Axarquía с  pandas de verdiales” (традиционными музыкальными коллективами провинции Малаги), хорами Rocío, спортивными состязаниями, кулинарными конкурсами и прочими развлекательными мероприятиями. В это же время проходит и Salón de la Alimentación y las Bebidas de la Axarquía (Продовольственная ярмарка региона La Axarquía, Agroalimar).
Día de la Cruz (День креста, 3 мая) имеет особое значения для района El Pilar. Жители украшают улицы, устанавливая на них алтари с крестами и проводя verbena (традиционную уличную вечерину)  рядом с Cruz del Cordero.

Паломничество Virgen de los Remedios проводят примерно 15 мая, открывая его мессой Rocío в храме El Cerro и продолжая в оливковой роще по дороге в Торрокс Camino del Torrox, где собираются паломники со своими повозками. Паломничество собирает огромное число людей, как и групп Rocío из других областей.

16 июля город организует Veladilla del Carmen – летние праздники в Велес-Малага. В программе праздника – международный шахматный турнир, концерт фламенко и современной музыки.

В третье воскресенье октября процессия переносит статую святой-покровительны города, Virgen de los Remedios Coronada из храма El Cerro в церковь San Juan church, где она будет находиться до второго воскресенья ноября, когда ее процессия доставит назад в храм.
Карнавал всегда был самым популярным мероприятием в городе с 4 февраля 1877 года. Апофеозом в настоящее время является состязание в “
murgas” и “comparsas” (комических куплетах на злобу дня), проводимое в театре Teatro del Carmen.
Cajiz и Triana отмечают день San José de Nazaret 19 марта устраивая различные мероприятия в шатрах после торжественной мессы и процессией со святой.
В Torre del Mar главный праздник – канун дня San Juan (23 июня).  Конкурс “Júas” (чучела Иуды), verbena (традиционная уличная вечеринка) и другие события сконцентрированы вокруг ритуала омовения лица морской водой или погружения себя в девять волн. В этом районе паломничество Virgen del Carmen проходит во второе воскресенье июня с церемонией открытия “pregón”, выпадающей на предыдущую пятницу. Паломники собираются на дороге Las Viñas, где после мессы Rocío устраивают концерты фольклорных коллективов.
Святых
Santiago и Santa Ana в Torre del Mar почитают 25 и 26 июля.  Процессия со скульптурой Virgen del Carmen проходит сначала по улицам деревни, затем в лодках - по морю.
Semana Santa (Страстная неделя) в Велес-Малага по праву считается одним из самых выдающихся праздников подобного рода во всей Андалусии, поэтому улицы заполнены не только жителями города, но и гостями со всего региона La Axarquía и других регионов и провинций. Вековая религиозная традиция, берущая свое начало в конце 15-го века с возведения многочисленных церквей и монастырей, привела к появлению ритуалов, достигающих своей кульминации именно в Страстную неделю. Cofradías (братства), основанные в незапамятные времена, соперничают между собой в роскоши и великолепии с основанными позднее в течение восьми дней, на протяжении которых город живет процессиями и для процессий. Атмосфера настолько накалена и действо настолько захватывающе, что даже те, кто со скептицизмом относятся к подобным религиозным шествиям, вовлекаются в него с неподдельным участием.

 

Как можно ожидать, самое традиционное блюдо на морском побережье – это pescaíto frito(маленькая жареная рыба) во всех ее формах, но наиболее типичные блюда  - berzas (капуста с зелеными бобами, картофелем, горохом, баклажанами, тыквой и мясом), ajoblanco (холодный суп с чесноком), ajobacalao (треска с чесноком), ajoporro (лук-порей), sopa de maimones (суп из хлеба, оливкового масла и других ингредиентов), gazpacho (холодный суп) и chambao (порезанные помидоры, перец, лук, огурцы, сдобренные оливковым маслом).

Mostachones (пироги с кедровыми орехами) и tortas de aceite (лепешки с оливковым маслом) – самая известная выпечка. Тропические фрукты, выращиваемые здесь: манго, папайя, авокадо, чиримойя известны своим превосходным качеством.

 

Личности

Из всех многих известных личностей, родившихся в Велес-Малага, María Zambrano (Мария Самбрано) (1904-1991), получила наибольшую известность как самый выдающийся философ и мыслитель недавнего прошлого Испании. María Zambrano, ученица Хосе Ортега-и-Гассет, испанского философа и социолога, занимала уже в молодые годы важное место в университетском мире, который она должна была покинуть и-за разразившейся гражданской войны.
В Испании она была знакома с самыми известными поэтами современности:
Jorge Guillén, Emilio Prados и Miguel Hernández. Находясь в изнании, ее друзьями были Albert Camus в Париже, Octavio Paz и León Felipe в Мехико. Среди ее самых известных работ: “Pensamiento y Filosofía en la Vida Española” (Мысль и философия в испанской жизни), “Filosofía y Poesía” (Философия и поэзия), “El Hombre y lo Divino” (Человек и Божественное), “Los Sueños y el Tiempo” (Мечты и время) и  Persona y Democracia” (Личность и Демократия).
Она вернулась в Испанию в 1984 году и была награждена наградами
Príncipe de Asturias и Cervantes. Наследие ее хранится в фонде, носящем ее имя и находящемся в дворце Marqués de Beniel.


Предания

Одна из легенд проливает свет на вопрос, почему город переместился со своего древнего места в устье реки Vélez вглубь провинции: 31 июля 365 года произошло мощное землятресение, сопровождаемое гигантским цунами, полностью разрушившим город. Вместо того, чтобы его восстанавливать, горожане приняли решение построить заново город на холме, где позднее выросла крепость.

В соответствии с другой легендой, сам апостол Петр основал здесь храм Santa María, ставшим епископской резиденцией в 1-3 в.в. во времена расцвета правления Рима. Легенда упоминает также о том, что San Epeteno, ученик святого Петра,  принял мученичество на холме Los Remedios, где в настоящее время находится храм святой-покровительницы.

Еще одна легенда рассказывает о явлении этой святой: говорят, что пастух нашел статую святой девы на холме, где сейчас находится ее храм, но принял ее за куклу и собрался отдать своей маленькой дочке. По пути домой, он потерял ее, но наткнулся на нее снова через несколько дней в том же самом месте, где в первый раз обнаружил ее. Несколько раз он пытался отнести статую домой, но всякий раз статуя возвращалась на первоначальное место. Это посчитали сверхестественным явлением и начались работы по возведению храма на месте, которое отказывалась покидать скульптура.